Игралочка. Практический курс математики для детей 3-7 лет

В 2019  году дошкольное учреждение стало участником  Педагогической студии педагогов дошкольных  образовательных учреждений города Братска «Технология «Ситуация». Реализация УМК по математическому развитию дошкольников «Игралочка» и с сентября  2019 года приступило к  реализации Парциальной  программы математического развития дошкольников «Игралочка», авторов  Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасовой. в группе с 4-5 лет.

Педагоги, реализующие программу прошли обучение на базе НОУ «Институт системно-деятельностной педагогики» по дополнительной профессиональной программе «Особенности математического развития дошкольников в курсе «Игралочка» аворов Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасовой» в объёме 36 часов.

У нас уже есть  положительные результаты применения технологии «Ситуация» (Л.Г. Петерсон) в реализации задач образовательной области «Познавательное развитие».  Наши ребята начали рассуждать, размышлять, самостоятельно делать выводы, они не бояться выдвигать свои идеи, делать предположения, проявляют желание научиться чему-либо. Воспитатели более уверенно стали опираться на детскую инициативу, позволяя детям самостоятельно формировать потребность в источнике знаний, потому что процесс познания превращается в увлекательное занятие, нет «навязывания» детям, дети чувствуют себя раскрепощенно, уверенно, они знают, что у них все получится, стремятся к познанию нового! Родители стали лучше понимать своих детей, активнее включаются в воспитательно-образовательный процесс. 

29 января 2020 года, в рамках работы Педагогической студии педагогов ДОУ города Братска «Технология «Ситуация». Реализация УМК по математическому развитию дошкольников «Игралочка» был представлен опыт работы дошкольного учреждения по теме: Развитие вариативного мышления, воображения и творческих способностей у детей 4-5 лет посредством игровых ситуаций по курсу математического развития дошкольников «Игралочка». Воспитатель группы   средней группы «Непоседы» Тамара Ивановна Д. показала, как на практике реализуется «занятие открытие нового знания»  по теме   «Внутри, снаружи».

Освоение  дидактической системы деятельностного метода обучения Л.Г. Петерсон, внедрение  в практику работы дошкольного учреждения парциальной программы математического  развития  дошкольников «Игралочка» способствует повышению качества и эффективности педагогического процесса и положительной динамике развития воспитанников.

1 слайд

Развитие вариативного мышления, воображения и творческих способностей у детей 4-5 лет посредством игровых ситуаций по курсу математического развития дошкольников «Игралочка»

2 слайд

Под вариативностью мышления в психологии понимают способность человека находить  разнообразные решения. Вариативность мышления определяет возможности личности творчески мыслить, помогает лучше ориентироваться  в реальной жизни. Окружающая нас действительность многообразна и изменчива. Современный человек  постоянно оказывается в ситуации  выбора варианта решения проблемы, который является оптимальным  в данной ситуации. Успешнее это  будет делать тот, кто умеет искать разнообразные варианты  и выбирать среди большого  числа решений.

3 слайд

Учитывая специфику современного непрерывно меняющегося мира, именно воспитание активной, творческой личности, готовой к самоизменению и успешной самореализации, становится главной целью образования. При этом дети, пришедшие в начальную школу с недостаточным уровнем развития вариативного мышления, творческих способностей испытывают ряд затруднений при освоении содержания учебного материала, так как не успевают в заданном темпе  быстро находить решение поставленной проблемы,  и выбирать среди большого  числа решений нужный вариант.

4 слайд

В силу этого формирование у дошкольников предпосылок учебной деятельности является одной из важнейших задач дошкольного образования, что нашло свое отражение во ФГОС ДО.

5 слайд

Развитию вариативного мышления, воображения и творческих способностей в  программе «Игралочка»  уделяется большое внимание. Именно это нас  наиболее заинтересовало: математика и творчество.  И с сентября 2019 года в нашем  ДОУ средняя группа начала реализовывать парциальную образовательную  программу  математического развития дошкольников «Игралочка» Людмилы Георгиевны Петерсон. и Елены Евгеньевны Кочемасовой.

6 слайд

Конкретные математические знания рассматриваются авторами программы «Игралочка» не как самоцель, а как средства развития личностных качеств ребенка, формирования у него первичного опыта выполнения таких универсальных действий, как работа по правилу и образцу, фиксация затруднения в деятельности, выявление его причины, выбор способов преодоления затруднения, обдумывание и планирование своих действий, их контроль и оценивание, исправление ошибок и тд. Задачи математического развития в программе «Игралочка» определены с учетом развития познавательных процессов и способностей детей дошкольного возраста, особенностей становления  познавательной деятельности и развития личности ребенка.

7 слайд

Многие считают, что математика скучная наука, но это не так если подойти к ней творчески. Все мы прекрасно знаем, что игра является ведущим видом деятельности у детей, поэтому стоит только превратить занятие по математике в интересную игру и дети с удовольствием без перегрузки осваивают необходимый запас знаний.

8 слайд

В курсе «Игралочка» множество дидактических игр и заданий, допускающие различные варианты решений (вариативность). Например, выбрав из фигур лишнюю фигуру, ребенок может назвать треугольник, потому что все остальные фигуры квадраты, может назвать также большой квадрат, потому что все остальные квадраты маленькие или синий квадрат, потому что все остальные  зеленые. В данном случае все предложенные варианты ответов верные. Но вариант может быть и не верным, тогда он обсуждается и исправляется. Такой подход раскрепощает детей, снимает у них страх перед ошибкой, боязнь неверного ответа. ,

9 слайд

Такие дидактические игры  как «Дорисуй фигуру» так же развивают фантазию и творчество, ведь не так-то просто придумать из простого круга смешную рожицу, из треугольника воздушного змея  или корабль, а квадрат с помощью фантазии превращается в домик или даже дворец.

На занятиях по математике, дети не просто исследуют различные математические объекты, а придумывают образы чисел, цифр, геометрических фигур.

10 слайд

Например, дидактическая игра «Подарки зверятам» дети видят в овале образ мешочка,  они фантазируют, думают, запоминают в процессе игры, легко и непринужденно.

Творческий подход позволяющий находить множество решений одной и той же задачи, впоследствии поможет ребятам лучше приспосабливаться к условиям окружающего мира. Раннее формирование у детей данного качества закладывает основу для успешных взаимоотношений в будущем.

11 слайд

Так же, мы  уделяем большое внимание  развитию вариативного мышления и творческих способностей у детей в индивидуальной работе, здесь мы  используем не только дидактические игры, но и рабочие тетради «Игралочка». Они предназначены для совместной работы с родителями, давая задания на дом. Речь не идет о том, чтобы обязать родителей заниматься со своими детьми  помимо их желания. Тетради лишь предоставляют шанс каждому из них внести свою лепту в дело развития и воспитания собственного ребенка. Тетради красочные  полные интересных разнообразных заданий.

12 слайд

Благодаря совместным усилиям математика не только развивает у ребенка вариативность мышления, творческие способности, но и проникает во все виды деятельности. Так дети, выполняя  математические задания закрепляют навыки рисования, развивают творческие способности, речь, фантазию, а включая в работу физкультурные минутки считалки, пальчиковые игры с математическим содержанием развивается так же двигательная активность детей. 

Вариативность мышления — это комбинирование различных вариантов (образцов) возможного разрешения затруднений в конкретной ситуации, нахождение разнообразных способов решения конкретной задачи. Это умение прийти к определенным заданным результатам образовательной деятельности разными путями, зависящими и от условий преподавания, характера подготовленности.  

© CopyRight МБДОУ "Детский сад комбинированного вида № 45" муниципального образования города Братска, 2015-2020, создание сайта: «Меридиан»